История. Расклады. Значения и трактовки карт. Теория и практика. Таро Эттейлы

Исследование колоды Памелы Смит (RWS). Выводы

28-10-2024Reading time ~ 5 min.Таро 89

Приведенные описания Младших Арканов хорошо показывают, что Уэйт использует ключи Эттейлы из книги Джулии Орсини. Весь его пафос о «тайной традиции» основан на сокрытии истинного источника.

Мы можем подсчитать количество карт (считаем прямое и перевернутое положение раздельно, то есть всего 112 шт. Минорных Арканов), где Уэйт не использует ключи или меняет название карт Эттейлы.

То есть из 112 положений карт, Уэйт поменял только 3 положения. Математически это 97,3% заимствований из ключей и описаний карт Эттейлы!

Похоже, что Уэйт просто очень кратко пересказывает книгу Орсини, даже не утруждая себя уточнять ключи сочетаниями карт. Это ещё раз показывает, что Уэйт не занимался и не понимал Таро — ведь для любого картоманта такие сочетания важны. Именно через комбинации можно понять «действие» карты. Но Уэйт это всё удаляет, оставляя в самом конце туза монет короткую приписку, как бы оправдываясь за свой подход:

Все значения карт в высшей степени взаимообусловлены и ослабляются, усиливаются, приобретают иные оттенки, а иногда и вовсе меняются на противоположные в зависимости от позиции в раскладе. По-видимому, чем дальше любая система уходит от общих понятий к частностям, тем более шаткой она становится; а уж в истории профессионального гадания на картах таких мелочей предостаточно. В то же время гадания, основанные только на интуиции и втором зрении, не имеют никакой практической ценности, если не нисходят из области универсалий в область частностей; однако по мере наличия этого дара в том или ином случае, конкретные значения, записанные гадателями, будут отвергаться, уступая место личной оценке смысла тех или иных карт.

Я думаю, что колода создавалась как что-то простое, неформальное. То, что она стала такой популярной, скорее случайность, чем исходная задача.

В моём воображении это могло выглядеть так:

Уэйт предложил Смит нарисовать собственную колоду Таро, как это было заведено в Золотой Заре. Памела Смит в то время была уже состоявшимся художником, поэтому она восприняла возможность немного подзаработать благосклонно.

Уэйт, имеющий книгу Джулии Орсини, сделал частичные переводы (книга на французском, а они были англичанами) некоторых ключей карт. Возможно Уэйт рассказал о своём видении Таро, хотя скорее всего он мог ориентироваться только в Старших Арканах. Младшие Арканы были «отданы на откуп» Смит.

Смит и, возможно, Уэйт посещали выставку где впервые была представлена колода Сола-Буска. Поскольку эта колода сильно отличается от Марсельского Таро, то Смит решила нарисовать нечто новое, но заимствовала часть идей из Сола-Буска.

Также очевидно, что Смит имела на руках редкую колоду Эттейлы (Etteilla I). А вот у Уэйта, скорее всего, её не было. Хотя, может быть это он отдал колоду Памеле, которая до этого ничего не знала о Таро.

Памела рисовала карты с апреля по октябрь 1909 года и, если смотреть на карты, то видно, что в разные периоды у неё преобладали разные стили выражения. Но суть в том, что скорее всего она не до конца успела сделать работу, но у неё остались черновые наброски карт. Уэйт, возможно, уже заключил контракт с издательством Райдеров, по которому он должен был сдать работу в печать до конца года.

Поскольку сроки поджимали, то он использовал для недостающих карт некоторые черновики Смит. Только так можно объяснить явные несовпадения не только с ключами Эттейлы, но и собственными описаниями карт Уэйтом. Вряд ли Уэйт думал, что карты получат такую популярность, поэтому небольшая махинация, не видилась ему чем-то противоестественным.

Что касается Смит, то я думаю, что она рассчитывала только на небольшие деньги от одного издания. Сложно хоть как-то объяснить, почему художница, работа которой продавалась миллионными тиражами, после этого ни разу не обращалась к Таро. Даже по самым скромным прикидкам она могла бы получать очень хороший авторский гонорар. Возможно, что Райдеры предложили такой кабальный договор, по которому она лишалась всех прав на свои работы, включая и будущие. Ведь она могла бы выпустить другую версию своей же колоды, но уже на своих условиях, но этого не происходит.

Мне видится хорошее сравнение этой истории с тем, как свои карты (1889 г.) рисовал Освальд Вирт (см. Таро Магов, 1927). Вирт никогда не видел Таро, но его друг Станислас де Гюайт, заметив художественный талант, предложил нарисовать карты по заветам Элифаса Леви. Для этого он дал Вирту колоду Марсельского Таро и рассказал, как бы он хотел его перерисовать.

Вирт рисовал карты, а Гюайт указывал на недочеты. Именно в такой манере, Вирт довёл свои карты до публикации. И даже после этого, он немного исправлял карты в каждом новом издании.

Я хочу сказать, что Памела Смит не знала Таро, поэтому работа с Уэйтом, по идее должна была бы строиться на взаимном исправлении её рисунков. Многие из них далеки от исходных ключей, которые ей дал Уэйт, поэтому, логично было бы их подкорректировать. Однако этого не происходит. Из всех причин самая очевидная и есть верная. Я думаю, что Смит поняла, что её пытаются обмануть с деньгами, поэтому просто отдала Уэйту то, что успела сделать, даже не рассчитывая на дальнейшее сотрудничество. Уэйт же, не имеющий художественных способностей, ничего не смог больше сделать и использовал колоду как есть — недоделанной с ошибками.

Возникает естественный вопрос: «Можно ли использовать Колоду Смит, но с ключами Эттейлы?».

Решение сугубо индивидуальное. С одной стороны, зная истинные ключи карт, можно попробовать найти какие-то ассоциации с рисунком. С другой же многие сюжеты совсем не отображают истинные ключи, подбрать ассоциацию будет достаточно сложно.

Другой вопрос: «Может тогда просто использовать кючи Уэйта?». И опять же ответ будет неутешительным. Уэйт использует ключи Эттейлы, пытаясь заполнить хоть чем-то ту пропасть, которая возникает при виде рисунка Смит. Заметьте, как в описании Уэйт часто приводит прямо противоположные ключи в одной и той же карте. К тому же если смотреть превернутые значения, то Уэйт их использует практически без изменений из Эттейлы.

То есть колода Смит могла бы стать той самой настоящей колодой Таро, которая бы обыгрывала истинные ключи Эттейлы. Но из-за всех недоделок она будет постоянно вызывать чувство незавершенности и некой неверности, когда ты видишь одно, а тебе говорят, что ключ карты другой.

Возможно в будущем, появится художник, который возьмёт на себя смелось нарисовать колоду в непосредственной традиции Таро Эттейлы. Из современных колод к ней достаточно близка работа Luigi Scapini «Средневековое Таро Скапини (Medieval Scapini Tarot)», изданная в 1991 году. Эта колода очень редкая, к тому же имеющая свои особенности. Поэтому единственным гарантированным вариантом будет использование исходной колоды 1789 года Эттейлы, где отсутствуют чьи-бы то ни было искажения.

Related Posts
Leave a comment!
© Всё про карты Таро, 2023-2024 The site uses cookies 0.118s/1.5Mb Powered by Albireo CMS