История. Расклады. Значения и трактовки карт. Теория и практика. Таро Эттейлы

Шаг 2. Чтение карт Таро

27-10-2024Reading time ~ 8 min.Таро, Первые шаги 82

Многие тарологи уверены, что карты должны сами «говорить». Это приводит к ситуации, когда картомант смотрит на карту, но ничего не может сказать. На самом деле, карты — это всего лишь картинки на бумаге, они не имеют никакой магической силы и уж тем более, не будут вызывать какие-то ассоциации или эмоции. Любое ваше фото из прошлого будет иметь куда больший эмоциональный отклик, чем картинка карты.

Поэтому перед тем, как приступать к работе с картами, нужно научиться с ними работать.

Принципиально есть два подхода к работе с картами. Первый — это изучение и понимание ключевых слов карты. Фактически именно этот способ всегда и доминировал среди картомантов. И это не случайно: фотографическое качество печати стало доступно совсем недавно. Поэтому на картах отмечали ключевые слова, чтобы не потярять её смысл.

Посмотрите для примера (см. История Таро) на карты Жана Додаля, Николя Конвера, Эттейлы, Сопрафино, Памелы Смит и любую современную колоду. Вы увидите насколько сильно менялось качество печати карт. Первые карты, которые имели хорошее художественное оформление были картами Эттейлы. Причём часть из них были черно-белыми (скорее всего контурные), а остальные раскрашивались вручную акварелью. Поэтому любая печать в те времена была очень далека по качеству от струйного принтера, который сейчас есть чуть ли не у каждого.

Именно поэтому, вместо разглядывания рисунков, карты сопровождались ключевыми словами, а рисунки и сюжеты описывались текстом.

Второй способ трактовки — это визуальное чтение карт. Для этого рисунок карты рассматривается в подробностях и учитывается каждая мелочь, например направление взгляда или линия складки. Рисунок, по идее должен вызвать какие-то ассоциации у картоманта (или кверента), поэтому такой подход близок к ассоциативным картам, которые применятся в психологии.

Проблема визуального чтения в том, что картомант вынужден ориентироваться на талант художника, хотя далеко не всегда художнику удаётся изобразить истинное значение карты. Из-за этого возникают многочисленные искажения в трактовке рисунков.

Визуальное чтение может использоваться как дополнительный способ к уточнению ключей карты. В этом случае основа всё-таки это ключи карты, но для их уточнения, особенно, если кверент нашел какие-то ассоциации с рисунком карты, то уже можно рассматривать сам рисунок.

Для визуальной трактовки хорошо подходят старшие Арканы и придворные карты Марсельского Таро. Рисунок карт достаточно прост, поэтому не уводит в сторону «художественного» оформления. Наиболее полно то, как рассматривать карты Марсельского Таро описал в своей книге «Путь Таро» Алехандро Ходоровски. Эту же тему подхватывает Йоав Бен-Дов в книге «Марсельское Таро: Метод открытого чтения карт».

В своей книге «Путь Таро» Ходоровски рассказывает как он изучал Марсельское Таро:

Было важно перестать слушать объяснения, основанные на «традиции», мифах, парапсихологических объяснениях, и позволить Арканам говорить самим за себя. Для того, чтобы интегрировать Таро в свою жизнь, я выполнял с ними такие действия, которые рациональные умы, вероятно, сочли бы ребячеством. Например, я спал каждую ночь с разными картами под подушкой, или проводил весь день с одной из них в кармане. Я натирал свое тело картами. Я проговаривал их названия, представляя себе их ритм и стиль...

Я представлял каждую фигуру обнаженной, представлял символы, покрывающие небо, заканчивал рисунки, которые обрывались рамкой. Я дорисовал животное, которое сопровождает Дурака, и приспешника Папы, продлил стол Мага, пока его невидимая четвертая ножка не стала явной, представил, откуда может свисать завеса Верховной жрицы, висел, смотрел, в какой океан течет вода, которую льет женщина с аркана Звезда, и куда уходит бассейн в Луне.

Я думал о том, что Дурак нес в кармане, а Маг в сумке, пытался представить себе нижнее белье Верховной Жрицы, вульву Императрицы и фаллос Императора, пробовал увидеть, что Повешенный скрывал в своих руках, кому принадлежали отрубленные головы Аркана 13, и так далее. Я представлял себе мысли, эмоции, сексуальность, и действия каждого персонажа. Я заставлял их молиться, оскорблять, заниматься любовью, декламировать стихи, лечить.

Суть метода Ходоровски в том, чтобы попытаться «оживить» сюжеты карт, построить с ними что-то вроде короткого фильма. Для этого он задаёт вопросы «Где?», «Когда?», «Куда?», «Почему?», «Что дальше?» и т.д.

С другой стороны, визуальная трактовка может сильно уводить в сторону от истинных ключевых слов карты. Для примера посмотрите карту Дурак в разных колодах:

Верхний ряд: Марсельское Таро Конвер-Бен-Дова, Классическое Таро Сопрафино, Таро Эттейлы I, Универсальное Таро Вирта, Таро Ленорман (не оракул!).

Нижний ряд: Колода Памелы Смит, Таро Эры Водолея, Таро Ошо Дзен, Языческое Таро (Черной и Белой магии), Таро Тота (Алистера Кроули).

Ключевые слова карты Эттейлы (только часть значений): Безумие (Folie). Деменция. Душевная болезнь. Сумасшествие. Экстравагантность. Безумие. Безрассудство. Заблуждение. Пьянство. Упоение. Бред. Бешенство. Ярость.
R (перевернутая): Глупость. Неумелость. Недомыслие. Небрежность. Беззаботность. Беспечность. Пустяк. Неосторожность.

Несложно заметить, что карты верхнего ряда, которые выполнены в традиции исторического Марсельского Таро, достаточно неплохо подходят под эти ключевые слова. А вот другие карты уже не так явно описывают карту Дурак. Вместо безумца, дурака, сумасшедшего, мы видим какого-то беззаботного юношу, которого при всём желании сложно назвать «дураком» и «безумцем». Это скорее какой-то неопытный и беззаботный юнец.

Даже если мы будем пробовать визуальное чтение карты, то вряд ли мы сможем прийти к истинному значению карты. Художники этих карт явно хотели донести до зрителя какие-то другие ключевые слова.

Поэтому, при визуальном чтении, всё-таки важно знать замысел художника и используемую традицию Таро. Например на карте Таро Эры Водолея указаны ключи для Дурака: приключение, везение, переживания. И рисунок карты достаточно хорошо описывает именно эти ключи.

Если почитать описание Дурака из Таро Ошо Дзен, где имеется ввиду не сколько глупость, сколько доверие и невинность, то опять же рисунок можно соотнести с ними.

Для картоманта важно понимать такие различия. Используя разные колоды, нужно научиться использовать именно их ключевые слова, а не то, к чему привык картомант. Иначе будет постоянно возникать ощущение «неправильности» колоды. Особенно сильно такое чувство возникает в традиции RWS, которая сама по себе является искажением Марсельского Таро и ключей Эттейлы.

Девятка жезлов в колоде Языческое Таро

Некоторые колоды изначально предназначены для визуального чтения. Например Языческое Таро (белой и черной магии), хоть и напоминают традицию RWS, всё-таки имеет другие рисунки и структуру карт. Более того, проработка рисунков такова, что она может показывать не только основные ключи карты, но и множество дополнительных деталей. Например автомобиль может указывать на какие-то проблемы с авто, хотя никаких ключевых слов для авто не предусмотрено (ключи Эттейлы: задержка, отсрочка и т.д.). Работать с такой колодой можно только после её внимательного изучения.

В идеале, для любой колоды, картомант должен использовать свой (или авторский) набор ключевых слов. Здесь важно умение находить детали в рисунке карты и понимать какое это имеет значение (и имеет ли вообще) при трактовке карты.

Не важно какой именно используется расклад: основа чтения карт всегда лежит в знании ключей самих карт.

Изучение Таро лучше всего начинать именно с одиночных карт. После вытягивания карты из колоды, картомант должен вспомнить её основные ключевые слова и синонимы. Если с этим возникают затруднения, то можно обратиться к подсказке. Таким образом изучаются все карты колоды.

Важно усвоить одно правило — одна карта описывает только то, что относится к её ключевым словам. Например карта Дурак однозначно указывает на какое-то безумство и глупость. Но если на карте нарисованы горы и цветочки, то они не должны участвовать в трактовке карт. Очень часто тарологи пытаются из одной карты вытянуть целый рассказ. Это большая ошибка, потому что каждая карта показывает только одно слово или небольшую фразу. Чтобы получить осмысленное предложение, следует выкладывать несколько карт сразу.

Например выпали карты Дурак и Сила. Это можно трактовать как «ответ на вопрос — глупость, потому что есть попытка применить силу». То есть две карты дали свои ключи и задача картоманта их объединить в одну осмысленную фразу.

Что делать, если карты не «соединяются»? Такие ситуации показывают, что карты не дают осмысленного ответа. Не нужно пытаться «вымучить» хоть какую-то трактовку в таких случаях. Эттейла об этом несколько раз писал: нужно просто взять следующую линию расклада (скажем следующие 7 карт). Если и она не давала осмысленного ответа, то переходили к следующей и так до последней линии. Если и она ничего не говорила, то гадание следует прекратить и вернуться к нему потом, например на следующий день или ещё позже.

То есть не всегда карты могут полноценно комбинироваться между собой. Конечно же здесь важен контекст вопроса, но в целом к таким ситуациям следует подходить рационально.

Для лучшего понимания Таро хорошо бы понять какие именно ассоциативные цепочки послужили для появления синонимов.

Например Эттейла для Луны приводит ключи «Воля» и «Решимость», откуда они взялись? Но если подумать, то есть два варианта: первый — чтобы пройти возле злых собак, потребуется воля и решимость. Второй вариант — это замки вдали, до которых нужно дойти (по бездорожью) и, возможно, покорить. Для этого нужна воля и решимость.

Ключевые слова удобны тем, что с их помощью можно создавать множество дополнительных ассоциаций. Например 10 жезлов — это «Измена» и есть синоним «Маскировка», что в свою очередь приводит к «Маскарадный костюм», который подводит нас к «Сокрытие» и т.д. Такая ассоциативная цепочка может применяться к любому ключу карты. Например «Сокрытие» может ассоциироваться с «Тайна», «Преступление», «Пещера», «Улики» — это всё ассоциации к одному слову, но их нет в исходном Словаре синонимов.

Умение строить ассоциации, важный навык картоманта. Поэтому его следует постоянно развивать, выполняя ежедневные тренировки.

Related Posts
Leave a comment!
© Всё про карты Таро, 2023-2024 The site uses cookies 0.153s/1.51Mb Powered by Albireo CMS