Шаг 1. Виды колод Таро
Пожалуй, самая неожиданная вещь, с которой столкнётся любой, кто решит изучать Таро, так это огромное количество колод. На сегодняшний день созданы наверное десятки тысяч самых разных колод, которые имеют разнообразные рисунки. У новичка неизбежно возникнут трудности с тем, какую из них выбрать для изучения.
Как это ни парадоксально, но мы вынуждены признать факт того, что сегодня нет единой той самой-самой «настоящей» колоды Таро.
Исторически первые карты, которые стали прообразом Таро, являются карты миланского Мичеллино (Michelino deck) 1400-1425 годов. После этого были нарисованы карты Висконти-Сфорца (октябрь 1441 года). После этого была колода Ercole I Este (1460-1473 года). Все эти карты не являются Таро в современном понимании, потому что количество карт менялось, козыри были разными, но именно колоды Висконти-Сфорца послужили прообразом карт, которые стали массово печатать.
Примерно с 1500 года стало формироваться Таро, которое мы сейчас называем Марсельским (или вернее — Миланским) — TdM (Tarot de Marsel/Milan).
Понадобилось более 200 лет, прежде чем Марсельское Таро приняло окончательный вид. Это случилось в начале 18 века, когда появились колоды Жана Додаля, а потом печатник Николя Концвер, использовал новые возможности, выпустил свою колоду в 1760 году. Колода Конвера по сути и есть то самое настоящее (уже без кавычек) историческое Таро.
Из современных колод ближе всего к ней колоды Ходоровски и Бен-Дова.
Но здесь есть важный момент: Таро всегда развивалось как карточная игра. Никогда Таро не использовалось для гадания. Есть всего несколько свидетельств, когда карты использовались в действии похожем на гадание, но это отдельные редкие эпизоды истории.
Картомантия, то есть гадание на картах, возникло в 1770 году. Вышла книга «Эттейла, или Способ развлечься с помощью игральных карт», автором которой был Жан-Батист Альетт (1738-1791). Он использовал псевдоним Эттейла (Etteilla) — анаграмма его фамилии.
В этой книге приводился полное описание гаданий на 32-карточной колоде французских карт (pettit). В то время во Франции и Германии преобладали свои масти и колоды, а привычные масти Таро были в ходу в Италии и Испании. Поэтому выбор pettit был очевиден для Франции.
В 1783 году Эттейла публикует книгу «Египетская картономантия или истолкование 78 иероглифов на картах, называемых Таро», но из-а цензуры мы её знаем как «Способ развлечь себя колодой карт, называемых Таро». Здесь Эттейла уже использует полноценную колоду Марсельского Таро (скорее всего Безансонский вариант). Практически всё, что сейчас мы используем в картомантии придумал Эттейла. Расклады, ключевые слова, сочетания карт, прямые/перевернутые карты, астрологический расклад и т.д. — это заслуга Эттейлы.
Эттейла использовал слово «картономантия», а не «картомантия», но его вариант не прижился.
Теперь важный момент. Поскольку Марсельское Таро — это карточная игра, то Эттейла посчитал, что для гадания нужно немного изменить колоду, чтобы она больше отвечала картомантии. Изначально Эттейла предлагал взять обычную колоду карт и нанести на неё нужные символы. Но со временем, Эттейла смог найти средства и в 1788-1789 годах напечатать уже полноценную колоду Таро для гадания.
Колода Эттейлы имеет несколько отличий от исторического Марсельского Таро. В первую очередь он поменял порядок старших арканов, чтобы они имели явный смысл. Во вторых он убрал «папские карты» (Папа и Паппеса, Император и Императрица), поскольку они явно католические. Также он заменил карту Повешенный на четвертую добродетель Благоразумие (La Prudence).
Если не сильно обращать внимание на изменённый порядок, то колода Эттейлы продолжает традицию Марсельского Таро. Изменённые «папские карты» отражали реальность того периода (Великая Французская революция), поэтому логика Эттейлы понятна.
Важно то, что колода Эттейлы была первой в истории колодой Таро, созданной специально для гадания. Именно эта колода доминировала и использовалась для гадания на Таро как минимум до начала 20 века. Других колод, предназначенных для гадания на Таро элементарно не существовало.
Таким образом, если начинающий таролог желает прикоснуться к первой в истории гадательной колоде Таро, то он может приобрести колоду Эттейлы. Их существует три вида: Etteilla I, Etteilla II, Etteilla III. Лучше остановиться на первой (исходной) или второй модификации (Орсини). Третья сильно отличается по рисункам («Нюрнбергские хроники»). Также лучше покупать колоду на исходном французском языке, поскольку карты Эттейлы содержат ключевые слова, и их перевод на русский содержит много ошибок.
Примерно с конца 19 века, с ростом популярности разных оккультных сообществ, проявился и рост популярности Таро. Здесь немалую роль сыграл оккультизм Элифаса Леви, который раскритиковал Эттейлу в том, что он изменил Марсельское Таро. Это дало свои плоды, когда в 1889 году вышла книга Сэмюэля Мазерса, где он использует историческое Марсельское Таро, но ключевые слова и прочие методы гадания использует от Эттейлы. В какой-то мере можно сказать, что произошло некое «восстановление» Марсельского Таро, но уже в роли гадания, а не азартной игры.
В этом же 1889 году Освальд Вирт публикует свою колоду Марсельского Таро, но «исправленную» по идеям Элифаса Леви. Тираж был очень небольшой — буквально 350 колод, но именно колоды Вирта послужили основой для большинства других «оккультных» колод. Вирт прорисовал только старшие арканы, поскольку посчитал, что только они и относятся к Таро. К слову сказать, ни Вирт, ни Мазерс, ни Леви, не занимались гаданием на Таро как профессиональной деятельностью (как Эттейла). Для них Таро представляло больше академический интерес, поэтому с практической точки зрения они мало привнесли в гадание как таковое. Как бы там ни было, именно колода Эттейлы оставалась основной для гадания.
В начале 1909 года Эд Пикард публикует свою колоду Таро, которая достаточно сильно отличается от других. Пикард прорисовал все карты, включая минорные так, чтобы они содержали повторяющуюся символику, а также астрологические символы. Правда, нужно отметить, что рисунки были больше символическими, понять их не так просто.
В конце 1909 года Артуром Уэйтом была опубликована совершенно новая колода, которую нарисовала художница Памела Колман Смит. Эту колоду мы сейчас знаем как Rider–Waite–Smith (RWS), хотя исторически правильно её называть колодой Памелы Смит — по её реальному автору.
В этой колоде были прорисованы все карты, что послужило причиной особой популярности. Также были сильно изменены старшие арканы, причем настолько сильно, что практически полностью теряется связь с рисунками исторического Марсельского Таро. Фактически колода RWS считается отдельной традицией Таро, которая не имеет исторических истоков.
Еще одной особенностью колоды является измененный порядок старших Арканов Справедливость (8) и Сила (11). Эти карты поменял Мазерс в Золотой Заре, поскольку хотел связать эти карты с астрологическими знаками Весы и Лев. Уэйт использовал этот же ошибочный порядок.
Сама по себе колода создавалась примерно так.
Уэйт (он никогда не занимался Таро) предложил Смит нарисовать новую колоду по своим инструкциям. Для этого они вместе побывали на выставке другой исторической колоды Сола-Буска (1491 год), после чего Смит позаимствовала множество идей для себя. Некоторые карты RWS — откровенный плагиат.
Уэйт предоставил Смит наборы ключевых слов для карт, поэтому художница попыталась нарисовать некоторые из ключей Эттейлы. Проблема в том, что у каждой карты много ключей, но Смит выбрала лишь некоторые на свой вкус, причем часть из них оказались от перевернутых карт. В 1910 году, когда Уэйт уже издаёт книгу по этой колоде, то в описании даже сам не всегда может понять замысел художницы. Если бы он действительно занимался Таро, то легко понял какие именно ключи изобразила Смит. В некоторых случаях Уэйт просто описывает рисунок, даже не пытаясь найти связь с исходными ключами.
Можно сказать, что RWS — это авторское видение Таро Памелы Смит. На сегодняшний день подобных колод тысячи, просто она была первой.
Колода Смит стала самой продаваемой колодой в мире. До этого колоды издавались маленькими тиражами, поскольку гадателей было не так много. Колода Эттейлы была достаточно редкой, колода Вирта «осела» у своих же друзей, поэтому как правило книги о Таро предлагали читателю самостоятельно вырезать картинки и наклеить на любую игровую колоду.
Но колода RWS — это первый бизнес-проект такого масштаба. Было продало более 6 миллионов копий. Агентство братьев Райдеров, выкупив права у Уэйта (про Смит вообще никто даже не упоминал), выпустили книгу Уэйта и колоду Смит большими тиражами. Хуже всего, что эта колода называлась просто как «Таро», без какого-либо упоминания, что это авторское видение.
Всё это привело к тому, что для большинства гадателей единственной колодой и системой стала RWS — большинство из них элементарно не знали, что есть Марсельское Таро или Таро Эттейлы.
Лишь в 1930 году Поль Марто публикует колоду исторического Марсельского Таро и для многих это было откровением, что это и есть настоящее Таро. Но картоманты всё равно не понимали как использовать Марсельское Таро, поскольку они не знали ключей Эттейлы. В 1949 году Поль Марто публикует книгу о Марсельском Таро, где предлагает способы трактовки карт, а также нумерологический подход к трактовки минорных карт.
Ещё одной важной вехой в истории Таро стоит отметить Таро Алистера Кроули «Таро Тота». Кроули был неординарной личностью, достаточно скандальной, но его понимание Таро было ближе к Марсельскому. Как и Эттейла, он считал, что Таро — это мудрость Древнего Египта. Именно в этом разрезе Кроули и видел «настоящее» Таро.
Таро «Книга Тота» рисовала художница Фрида Харрис с 1939 по 1942 год и оно было впервые продемонстрировано в 1944 году. Таро Кроули — это совершенно отдельная традиция, которая, хотя и базируется на Марсельском Таро, но всё-таки имеет существенные отличия. Кроули поменял расположение карт, масти, названия и т.д. Рисунки карт выполнены с особым символизмом, где много геометрических фигур. Поэтому Таро Кроули больше относится к ассоциативным картам.
Ещё одной колодой, на которую стоит обратить внимание начинающему тарологу — это Малый оракул Ленорман. Это колода из 36 карт, которые никак не связаны с Таро. Карты содержат простые ключевые рисунки: Всадник, Змея, Якорь и т.п. Изначально эта колода представляла собой карточную «Игру Надежды» (1799 года). Здесь явно прослеживается влияние Pettit Etteilla (1770 год), когда (французские) карты использовались для каких-то простых игр.
Как это ни парадоксально, колода Ленорман никакого отношения к самой Ленорман не имеет. Колода появилась уже после её смерти в 1843 году и просто использовало имя Ленорман для увеличения популярности и продаж. Но важно то, что именно оракул Ленорман получил наибольшую популярность (были и другие) и используется тарологами до сих пор.
Из-за того, что в колоде всего 36 карт, а ключи очень простые, трактовка карт несколько проще, чем в Таро. При этом ключи подобраны так, что покрывают большинство вопросов.
•••
Таким образом с исторической точки зрения у нас есть следующие варианты.
- Колоды Висконти-Сфорца — прообраз Таро (1420-1441).
- Марсельское Таро Конвера (Додаля и других) — фактически настоящее Таро (1650-1760).
- Таро Эттейлы (I и II) — первое гадательное Таро с 1783 года.
- Оракул Ленорман — 36 карт (1843).
- Таро Вирта — первое каббалистическое оккультное Таро / только старшие арканы (1889).
- Таро Пикарда — особое нумерологическо-астрологическое направление (1909).
- Таро Памелы Смит (RWS) — полностью прорисованные минорные карты (1909-1910).
- Таро Тота (Алистер Кроули) — фактически «ассоциативное» Таро (1944).
Все остальные колоды по сути относятся к какой-то одной из этих традиций. Наиболее распространена, конечно же, это традиция Смит, поскольку она очень долго была монопольной на рынке. Как правило рисунки таких колод просто перерисованы под другие персонажи, например котики, драконы, гномы и т.п.
Важно знать, что есть два способа толкования карт. Первый — это использование ключевых слов. Каждая карта сопровождается списком ключевых слов и при трактовке выбирается тот ключ, который наиболее близок к рассматриваемому вопросу.
Второй — это визуальная трактовка карты. Здесь основное значение имеет рисунок карты. Учитывается цвета, размеры, расположение элементов, линии, которые могут вызвать ассоциации, направление взгляда персонажа и т.д. Визуальная трактовка кажется более простой, но это не всегда так.
•••
Исторически карты трактовались только по ключевым словам. Поэтому рисунки карт всегда были вторичны. Даже в колоде Смит рисунки отображают ключевые слова Эттейлы. Но не всегда рисунок точно передаёт эти ключи. Хорошим примером будет карта тройка пентаклей. Ключ этой карты — Благородный (то есть высокий по социальному статусу), однако если не знать этого, то будет казаться, что речь идёт о некоем работнике, который что-то делает с колонной.
Другой пример — десятка пентаклей — Дом. На карте изображена семья с видом как бы из дома на улицу. Один из ключей перевернутой карты — Счастье. Именно поэтому Смит изобразила счастливую семью в доме (в значении местожительства), то есть смешала значения прямой и перевёрнутой карт.
Ещё пример — шестёрка кубков. У неё два ключа Прошлое (в смысле «когда-то») и Будущее (для перевернутой карты). На карте изображен фрагмент воспоминания, когда дети играют во дворе (на фоне старого дома), то есть так Смит изобразила смысл прошлых событий. При этом дети как бы указывают и на будущее. Если этого не знать, то будет казаться, что речь просто идёт о детях.
Таким образом, опираясь на изображения карт, всегда полезно знать их настоящие ключевые слова. Потому что художник, рисуя картину всегда вкладывает в неё какой-то явный смысл, и здесь много зависит от его таланта, чтобы корректно передать исходное значение.
•••
Все ключи для карт Таро были придуманы Эттейлой. Эта традиция существует с 1783 года и никогда не менялась. Разные авторы, например Мазерс или Уэйт использовали эти ключи, но лишь частично, часто внося свои ошибки. Поэтому если речь идёт о колоде Таро, которое так или иначе имеет прародителем Марсельское, то в картах должны использоваться именно ключи Эттейлы.
Колоды, которые относятся к другой традиции, например Таро Тота, Пикарда или Ленорман, будет иметь свои наборы ключевых слов.
Многие современные колоды часто не соответствуют явной исторической традиции. Например колода Языческое Таро имеет свои рисунки, которые не всегда очевидно соотнести с традицией RWS. Поэтому такие колоды следует рассматривать как самостоятельную систему гадания. Не нужно пытаться искать в них другие системы, потому что именно в этом и был замысел автора колоды. Скажем в этой колоде шестёрка кубков изображает играющих детей, то есть автор использовал колоду Смит для прототипа, но из-за искажений, здесь уже потерян истинный смысл карты (Прошлое/Будущее). Поэтому вместо исходных ключей карты, лучше использовать значения (беззаботность и нежность), которые вложила художница Джина Пэйс.
Это нас подводит к выводу, что картоманту неплохо было бы изучить историю Таро. Основа — это Марсельское Таро, поэтому начинать лучше с его старших Арканов и придворных карт. Минорные числовые карты в Марсельском Таро практически не дают полезной информации, поэтому лучше всего перейти на колоду Эттейлы, где каждая карта сопровождается прямым и перевернутым ключевым словом. В качестве руководства оптимально использовать книги Джулии Орсини (1838-1850), где приведен полный Словарь Синонимов (1790).
Зная эти две колоды, можно будет достаточно легко понимать остальные.
Для развития умения трактовать карты, отлично подходит Оракул Ленорман на 36 карт. Можно брать любую современную колоду Ленорман, поскольку основа — это простые ключи карт, а для развития ассоциаций уже использовать живописные рисунки (например Thelema Lenormand художницы Ренаты Личнер).
Желательно также ознакомиться с колодой Памелы Смит, особенно, если сверяться с ключами Эттейлы. Многое станет понятно. Колоду лучше купить наиболее близкой к исторической, чтобы исключить искажение современных художников.
Более сложные системы: Пикарда (фактически это нумерология) или Таро Тота Кроули лучше изучать уже после накопления некоторого опыта. Многочисленные оракулы, например Ошо Дзен, Таро эры Водолея, Таро Дикого леса и т.п. представляют собой самостоятельные системы, поэтому их изучение требует некоторого начального опыта.