Исследование колоды Памелы Смит (RWS). Старшие Арканы
28-10-2024Время чтения ~ 5 мин. 86
Старшие Арканы
Можно сказать, что основа Таро — это Старшие Арканы, которые появились примерно 1425 году в колодах Висконти-Сфорца.
Если бы мы хотели использовать эти арканы за основу, то исторически следовало бы использовать рисунки именно с этой колоды. То что мы считаем историческим Таро Марсельский вариант Конвера, не отметает того факта, что было очень много других вариантов.
Старшие Арканы — это произведение Эпохи Возрождения. Оно содержит в себе многочисленную христианскую символику. Поэтому развитие их в Европе привело к тому, что они стали частью культурного наследия и любой мог без особых усилий понять смысл изображений. Поскольку люди обладают большим воображением, то каждый мог увидеть в рисунках свои ассоциации.
Всё это приводит нас к тому, что нет особого смысла обсуждать Старшие Арканы Памелы Смит. И не имеет особого значения как именно она их нарисовала. Мы можем лишь предположить, что Уэйт как-то влиял на рисунки художницы, поэтому в массе своей они отражают видение именно Уэйта, а не Смит.
Поскольку Уэйт был выходцем из Золотой Зари, то очевидно, что он попал под её влияние. Если быть точнее, то почти всё Таро в Золотой Заре — это дело рук Мазерса. Мазерс в свою очередь изначально ориентировался на труды Элифаса Леви, но потом от него отошёл, предложив другую символику и понимание Таро.
Мазерс — творческая и сложная натура, которая пыталась найти в Таро ключ ко всему. Идеей Мазерса было то, что все оккультные науки связаны между собой, нужно только понять как именно. Одной каббалы ему было уже недостаточно, поэтому большое внимание было уделено астрологии и выявлению того, как именно она связанна с Таро.
Стоит наверное упомянуть, что Уэйт возглавил одну из фракций развалившейся Золотой Зари. Поэтому ему очень хотелось показать, что он один из немногих, кто получил «посвящение» и тайные знания.
Египетская тематика видна в Колеснице — это явное заимствование идей Освальда Вирта (1889 год) и Леви. Но если у Вирта Старшие Арканы прорисованы как египетская версия происхождения Таро, то Смит практически полностью отказывается от этой символике. Возможно дело в том, что Уэйт хотел показать, что исторически это неверно, поэтому оставил только одну «египетскую» карту: Колесница.
Точно также в колоде Смит нет каббалистической символики (еврейских букв) и явных астрологических символов (она есть только на Императрице - Венера). Это немного странно, потому что в Золотой Заре эта символика доминировала и если бы Уэйт хотел продемонстрировать эти знания, то нанёс бы их на карты.
Об еврейских буквах Уэйт пишет: «Я также не стал приписывать картам буквы еврейского алфавита — во-первых, потому, что это бесполезно для элементарного руководства; во-вторых, потому что почти каждая атрибуция неверна».
Как это ни странно, но Уэйт привнёс в Старшие Арканы очень мало символики, на которую опиралась Золотая Заря.
Поэтому Уэйт скорее выступал просто как заказчик колоды, предлагая какие-то идеи, поскольку сам не обладал художественными способностями. Все рисунки делала Смит на своё усмотрение, причём, похоже, сама решала то, как они будут выглядеть в итоге.
Например есть забавный факт, что на карте Мир изображена её подруга Флоренс Фарр, а Королева Жезлов это Эллен Терри (см. Pamela Colman Smith).
Самый спорный момент в Старших Арканах это то, что Смит довольно сильно отступила от исторического Марсельского Таро. В её рисунках прослеживается «детская», можно даже сказать «мультяшная» или «театральная» направленность. Если посмотреть на старые карты Марсельского Таро, например того же Конвера, то хорошо заметен «недобрый» взгляд его персонажей. Но у Смит всё это сглажено, как будто бы предназначено для детей. Даже если взять 13 безымянный аркан, у Смит он выглядит намного менее «страшно», чем в Марселе, у Эттейлы или Вирта.
Такая «мягкость» сюжетов Старших Арканов отличает колоду Смит от всех других.
Возможно всё дело в том, что даже не стояло задачи соответствовать историческому Марсельскому Таро. Возможно, что Смит просто поставила Уэйта перед фактом — что будут только такие рисунки, я художник и я так вижу. Это ещё раз говорит в пользу того, что колода авторская; Памела Смит была первой, кто осмелился нарисовать Старшие Арканы не так, как это было в исторической традиции. С позиции сегодняшнего времени — это совершенно нормальное и обыденное явление, но в начале 20 века — это было в новинку.
Таким образом можно сделать простой вывод: Старшие Арканы — это авторское видение художника. Если мы будем рассматривать его с художественной точки зрения, то вопросов никаких не возникает.
Если почитать описания Уэйта Старших Арканов, то мы не увидим ничего нового и необычного. Это особенность не только Уэйта, а вообще всех авторов, которые описывают свои ассоциации. Поскольку Старшие Арканы всё равно основаны на Марсельском Таро, то и их описания будут близки друг к другу.
Из всех Старших Арканов наиболее сильно выделяется Солнце. На других картах это почти всегда два человека (или ребенка) на фоне «кирпичной» стены. У Смит же ребенок на коне, как будто бы с флагом. Подобная символика встречается в картах Швейцарии. Что касается подсолнухов — то это часть общего оформления всех карт. Возможно, что Смит рисовала эту карту не как Аркан Солнце, а как рисунок для всей колоды (возможно для коробки), показывая «мягкость» и «доброжелательность» её Таро.
В колоде есть ошибка — это перестановка 8 и 11 арканов (Сила и Справедливость). Правильная последовательность: 8. Справедливость и 11. Сила, потому что это историческая последовательность как минимум с 1670 года. Зачем Уэйт перенял идею об изменении арканов у Мазерса — загадка.
Другая проблема в расположении Дурака. Хотя карта Дурак имеет номер ноль (как у Эттейлы), но Уэйт располагает его перед картой Мир, то есть на 21 позиции. Это также влияние Мазерса и Золотой Зари, где арканы соответствовали еврейским буквам. Но Уэйт, хоть и располагает Дурака в этой позиции, не сообщает об истинной причине такого действия.