История. Расклады. Значения и трактовки карт. Теория и практика. Таро Эттейлы

Структура Таро

18-01-2025Время чтения ~ 29 мин.Таро 14

Описание структур Таро посвящены десятки книг и исследований. Из исходных 78 карт самые обсуждаемые это старшие арканы.

Структура Таро

Проблема порядка карт Таро

Фундаментальная проблема Таро — это порядок старших арканов. Карты Таро всегда развивались как игра, где карты располагаются в порядке своей «силы». С числовыми и придворными картами особых проблем нет: чем выше число, тем сильнее карта. Но вот старшие арканы изначально не имели номеров, поэтому определить силу карты можно было только по её рисунку. В какой-то момент времени старшие арканы стали нумеровать для удобства игроков. В разных колодах и регионах порядок карт оказался разным.

Меньше всего разногласий было с картой Дурак — он имел особую роль в игру, поэтому не имел номера (мы сейчас называем это ноль). Карта Мир, также почти всегда имела самый сильный статус, поэтому располагалась в самом конце колоды. Аркан 13 чаще всего располагался под этим же номером и ему предшествовал Повешенный под номером 12.

Остальные карты в разных колодах имели разные номера.

Порядок карт Таро в разных исторических колодах

Сравнительная таблица с tarotwheel.net

Процесс формирования единого порядка старших арканов растянулся на века и завершился к 1664 году (с колод Jean Noblet) и уже после этого не менялся. Но здесь нужно понимать, что такая стандартизация нужна была для игр, чтобы в разных колодах карты имели одну последовательность, поскольку под неё и строились правила игры.

Когда Таро стало гадательным (1781/1783), то возник вопрос: «А действительно ли исторический порядок Марсельского Таро верен с точки зрения "сакральности"?». Кур де Жебелен предположил, что Таро — это древнеегипетское изобретение, а значит за много веков порядок карт оказался нарушен. Отсюда, собственно, и рождается идея о поиске истинного порядка карт.

Порядок старших арканов у Эттейлы

Храм Огня Мемфиса. Кликните для открытия полного изображения

Поскольку систему гадания на Таро изобрёл Эттейла, то он же и был первым, кто задумался о порядке карт.

Идея о Древнем Египте хорошо ложилась на мировоззрение Эттейлы, поэтому он сформировал не просто порядок, а целую диаграмму из карт («Храм Огня Мемфиса» / «Temple of Memphis», Мемфис — столица Древнего Египта), которая показывает устройство классового общества. Эта диаграмма стала популярной, как минимум она издавалась в разных книгах, например у Джулии Орсини (1838).

Изучение диаграммы достаточно сложная задача, поэтому лучше обратиться к исследованиям Майкла Ховарда (Michael S Howard): templeinmemphis.blogspot.com.

С другой стороны, Эттейла подхватил идею графа де Мелле об обратном порядке карт, поэтому Эттейла числовые карты располагает от старших к младшим (от Короля до туза). А вот, что касается старших арканов, то Эттейла вложил в них идею о христианском мифе о сотворении мира. Эттейла использовал «папские» карты (Папа, Паппеса, Император и Императрица) в новом качестве (Вопрошающий/Сигнификатор/Бог, Вопрошающая/Сигнификатор/Природа, Опора/Поддержка/Животные, Ночь/День/Небо/Планеты).

Краткое изложение (см. https://etteillastrumps.blogspot.com/2012/05/cards-as-whole-i.html):

(1) Истина появилась. (2) Свет был от божественного огня. (3) Влага извлечена из воды и огня (4). Из этих элементов появилась земля (5) и жизнь (6) и человек (7).

Справедливость (9), Умеренность (10), Сила (11) и Благоразумие (12) были распределены по всей Земле. Но человек ослабел, споткнулся и увидел смерть (13). Сердце его ожесточилось (14) и счел себя Сувереном по праву силы, а не мудрости. На него нападают немощи и тревоги (15). Ему вынесен приговор (16) и он будет очищен (17) смертью.

Согрешивший человек покрыт лишь рубашкой и лишен истинного света (18). Он ищет, что утратил, но но находит лишь подобие истинной мудрости. Он поклоняется идолам за материальные блага (20). Он едет на колеснице (21) с атрибутами тщеславия, как этот мерзкий Александр, прозванный Великим.

(0) Именно здесь покоится центр человеческого ума: человека, который прибегает к хитрости, чтобы обрести покой, мудрая природа наказывает смертью, прежде чем он найдёт его.

Более подробное объяснение структуры Таро Эттейлы

Очень важно понимать, что Эттейла вообще первый, кто решил «сделать» из игрового Таро гадательное. Таро — это «вульгарная» азартная игра и, если вкладывать в неё какой-то мистический смысл, то совершенно очевидно, что последовательность карт просто обязана иметь какой-то явный порядок. Глядя на Марсельского Таро мы не можем точно уловить какую они несут историю и поучение. Если взять любые книги по оккультизму, то в них всегда прослеживается объяснения от простого к сложному: от простой аналогии к сложным философским выводам.

Карты Таро, с точки зрения оккультизма — это целая Книга, которая содержит в себе сокровенные тайны, а значит и порядок карт имеет особое значение.

Поскольку Таро — это христианская культура, то в Марсельском Таро мы отчетливо видим его признаки. Особенно интересно расположение карт Суд и Мир в конце колоды. Суд — это явная отсылка к страшному суду, а карта Мир трансформировалась в карту Бога или Иисуса. То есть прослеживается четкая связь с библейской мифологией.

Но вот все остальные карты не такие простые. Поскольку родоначальником Таро являются карты Висконти-Сфорца, то скорее всего эти карты использовались для рассказов и, возможно, обучения. Поэтому мы видим группы «Звезда+Луна+Солнце», «Император+Императрица», «Папа+Паппеса», «Умеренность+Дьявол+Башня». По таким группам можно составлять истории и рассказы, которые будут перекликаться с библейскими учениями.

При этом у Висконти-Сфорца не было нумерации карт, а значит карты могли группироваться произвольно.

То есть при создании Таро элементарно не было порядка карт. Он возник исторически и только как игровой процесс, без какого-либо намёка на оккультное значение карт.

Именно поэтому Эттейла группирует карты, которые хорошо ложатся на христианскую мифологию. И это не просто разрозненные мифы, а описание буквально всего — от сотворения Мира до «грехопадения» человека.

Эттейла разделяет Таро на четыре книги. Первая с карт 1 по 12, вторая с 13 по 17 карты, третья с 18 по 21 и Дурак, и четвертая — это остальные 56 карт мастей. См. etteillastrumps.blogspot.com.

Первая книга (1-12) описывает сотворение Мира (вольный перевод через Google Translate).

№ 1 Истина появилась. Потому что, хотя она была во Вселенной и содержала в себе Вселенную, она сама не была Вселенной, а эманацией. Точно так же, как тепло, которое покидает человека, не есть он сам, но не могло быть без него. Истина была тогда на все времена, и ее эманация на все времена, и, таким образом, ее сущность, которая из нее, ею и ею самой.

№ 2. Свет был от духа божественного огня и божественной воли.

№ 3. Влага была извлечена из вод, которые покрывали воды, и из воды и из огня.

№ 4 должен был извлечь воздух, который был зафиксирован в огне и в воде.

Из этих трех Элементов, приведенных в действие высшей волей, произошел следующий, а именно № 5, материя земная, лунная, военная, ртутная, и в целом материя всех Глобусов, которые в то время были помещены на место, и этот четвертый Элемент, названный Землей, был Глобусом, который мы населяем.

Вода, первый Элемент, была отдана материи для ее поддержания; а Воздух, третий Элемент, Огню для его сохранения.

№ 6 было все, что находится на поверхности и внутри всех Миров, все, что имеет жизнь [сноска: жизнь тогда не была в действии] в своем роде и виде; ибо тогда Смерть не имела места, ничто еще не было подвержено смерти.

№ 7 был Человек и все разумные Существа, имеющие тела, жизни и души во всех обитаемых местах, стихийные, то есть куда могли проникнуть Элементы.

№ 8 был седьмой день, который был общим покоем, ибо Творец отдыхал, чтобы созерцать свои творения. Всё жило само по себе и называлось покоем.

№№ 9, 10, 11, 12, Справедливость, Умеренность, Сила и Благоразумие, были распространены по всей Земле, по всем Мирам и по всей Вселенной. Создания, которые имели душу, нашли в них Веру, Надежду на Бога и Милосердие к разумным и неразумным Существам: всем, чей удел был движением.

И Создания тогда почувствовали, что они живут Богом и для Бога одного вечно, чтобы поклоняться ему и служить ему, и оставались бессмертными. Создатель дал Созданиям право на все вещи их Вселенной, если они знали свое место и в то же время подчинялись тому единственному, кто дал им разум, чтобы воздать ему хвалу.

Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы

Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы

Вторая книга (13-17 карты):

№ 13. Человек стал слабым: он споткнулся и, увидев Смерть, раскаялся. Бог простил его, укрепил его и продлил его дни до числа 17, причем число 10 является аллегорией круга Божественности, а 7 — истинного знания Человека, чтобы подняться и оказаться в Божественном круге и подражать этому божественному кругу знанием и мудростью во Вселенной внизу.

№ 14. Человек был слаб, но в этом он был горд по отношению ко всему, что не является им. Он неправильно понял намерение Создателя и его сердце ожесточилось, он не способен чувствовать жалость. Одна только его боль заставляет его проливать слезы - наконец, он стал Властелином, Силой больше, чем знанием или мудростью.

№ 15. Его атакуют тревоги и немощи.

№ 16. Ему выносится приговор, что после перенесения всех человеческих страданий он будет очищен № 17 Смертью.

Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы

Третья книга (18-21 + Дурак):

№ 18. Человек, согрешив, покрывается власяницей [грубая одежда]. Лишенный истинного света, который был ему дан, он использует искусственный свет: его палка указывает на то, что он ходит с неуверенностью во тьме, в которую он погружен. Он ищет то, что он потерял, но возвращает № 19 подобие истинной мудрости, строя идолопоклоннические храмы, где он низвергается в бездну сияющей Истиной, под иероглифом Солнца, которое бросает свой гром и град, чтобы разрушить эти дома беззакония.

Человек приходит, чтобы поклоняться Идолам, так что они предложат ему временные блага.

№ 20. Он больше не ограничивает свои желания, его гордость возрастает по причине его невежества, и он садится, № 21 на колесницу со всеми атрибутами тщеславия и деспотизма, облаченный в кирасу, как подлый Александр, прозванный «Великим», потому что он убил очень большое количество людей, и больше не думая о том, кто хотел сохранить их законное господство.

0, ноль, Безумие. Вот действительно центр человеческого духа, истинное место, где покоится Человек Полумудрый. Ибо он делает то, что решает и делает что? Чтобы это понять, необходимо проникнуть в четвертую Книгу: жизнь всех Смертных была написана там Мудрецами и заканчивается следующим предложением: «Человек, который доверяет искусству, чтобы обрести покой, будет наказан смертью Мудрой Природой, прежде чем найдет его».

Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы Карты Эттейлы

Четвертая книга — это все Младшие арканы и именно в них записана всё то, что может происходить с человеком. Когда делается расклад и выпадают какие-то карты мастей, то именно они и описывают предстоящие события. Именно в таком ключе, с точки зрения Эттейлы, и следует рассматривать Таро.

Можно как угодно относиться к работам Эттейлы, но нельзя не отметить насколько сильный и глубокий философский смысл он вкладывает в порядок и структуру Таро.

Почему это важно?

К Таро можно относиться двояко. С одной стороны — это «гадание», а с другой карты можно рассматривать как философскую систему. То есть когда карты используются для понимания этого Мира, то здесь практически уже нет гадания, а есть только сложная философия, которую можно «упростить» с помощью карт. Сами по себе карты мало что говорят, но их можно использовать для «решения» философских задач. Такие вопросы выходят за рамки гаданий: Почему происходят войны?, Почему нет справедливости?, Почему есть богатые и бедные? — это примеры вопросов, которые можно рассмотреть через призму Таро. Карты будут накладываться на верование, мировоззрение и опыт человека и каждый сможет получить устраивающий его ответ.

Поэтому для картоманта важно понимать в какой конкретно философской системе Таро ему удобней работать. Если это карты с котиками, драконами и прочими мультяшными персонажами, то вряд ли стоит относиться к такой колоде серьёзно.

Порядок старших арканов в 19 веке

Элифас Леви, описывая карты, возвращается к марсельскому порядку, хотя и меняет расположение Шута, делая его предпоследней картой. Освальд Вирт выпускает свою колоду, где сохраняет марсельский порядок, но Шут уже не имеет номера (но располагается в конце колоды). Таким образом среди оккультистов часто использовался именно марсельский порядок, где Шут имел какое-то особое место.

В представлении Мазерса (Золотая Заря) карты Сила и Справедливость должны меняться местами. Это дало ошибочную традицию, которая перешла в колоду Памелы Смит (RWS). Но тот же Алистер Кроули позже признавал, что это было ошибкой и в своей колоде использовал исторический марсельский порядок карт. Золотая Заря поменяла эти карты из-за того, что придерживалась теории связи астрологии и Таро: Сила ассоциировалась со Львом, а Справедливость с Весами. Поэтому с их и точки зрения Сила должна следовать перед Справедливостью.

На самом деле какой-то связи с астрологией Таро не имеет. Можно попробовать соединить эти системы, но исторически для этого нет никаких доказательств. Забавно, что в RWS Уэйт хоть и сохранил порядок Золотой зари, сам убрал все объясняющие (астрологические и кабалистические) символы с карт. Поэтому порядок RWS оказывается без реального объяснения.

Уэйт пишет: «Что касается последовательности старших символов, то их истинное и высшее значение сокрыто глубоко под поверхностью общепринятого языка образов или иероглифов». Он даже не удосуживается объяснить читателю, что его последовательность заимствована из астрологии Золотой зари.

Последовательность старших арканов с оккультной точки зрения должна иметь какую-то причину. Вот так её описывает Мазерс в своей книге 1888 года (как и Леви и Поль Кристиан, он помещает Шута на предпоследнее место):

Последовательность двадцати двух Старших арканов составляет единый связный текст, который можно прочесть и истолковать следующим образом:

Воля человека (1), просвещенная Наукой (2) и проявленная в Действии (3), обретет свою Реализацию (4) в деяниях Милосердия и Доброты (5). Мудрый Выбор (6) принесет ему Победу (7) — посредством Равновесия (8) и Благоразумия (9) — над превратностями Фортуны (10). Стойкость (11), освященная Самопожертвованием (12), восторжествует над самой Смертью (13); тем самым благоразумный (14) Союз позволит ему бросить вызов Судьбе (15). За каждым Несчастьем (16) он будет различать Звезду Надежды (17), сияющую сквозь сумерки Иллюзии (18); и Счастье (19) станет итогом (20) его пути. С другой стороны, Безрассудство (0) принесет дурные Плоды (21).

Такое описание карт больше похоже на поэтическое описание последовательности карт, но не имеет философского смысла, как это сделано у Эттейлы.

Структуры Таро на основе чисел

В своей книге 1927 года «Таро Магов», Вирт приводит множество способов группировки карт. По сути Вирт пытается понять значение каждого старшего аркана путём создания структур из чисел или номеров карт.

«Колесо» — это расположение карт по кругу с 1-го по 21 и завершает круг Дурак. Это колесо символизирует бесконечность. Для анализа следует рассмотреть противоположные на круге карты. Получается две последовательности:

1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11
0 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12

Таким образом Вирт делает умозаключение, что эти арканы содержат в себе противоположности.

Сила противопоставляет созидательную мощь бессилию Повешенного, руки которого связаны. Цитата из книги.

В подобном ключе Вирт рассматривает и другие группы карт. Он их делит по 5 карт, по три, четыре, потом использует каббалистическую мифологию, потом астрологическую и т.д.

По сути, всё, что делает Вирт, это пытается сопоставить карты между собой в самых разных вариантах. В одном случае группа описывается как «близкие» карты, в другом как «противоположные».

Вирт, один из тех, кто собрал самые разные варианты группировок карт. Папюс в 1889 году в своей книге «Цыганское Таро» сразу ориентировался на каббалистическое Дерево Жизни, но по сути всё свёл к пифагорейской нумерологии. Вирт, также как и Папюс, «играется» цифрами, пытаясь вложить в них особый смысл.

Первым же кто сделал подобное, был Эттейла. В «Храме Огня Мемфиса» Эттейла, «играясь» числами, публикует «Универсальную схему чисел» в 1788 году (перевод таблицы есть в книге Андрея Костенко «Введение в Таро Эттейлы», а некоторые построения числовых фигур см. https://templeinmemphis.blogspot.com/).

Если копнуть в историю глубже, то выяснится, что очень многие оккультисты делали подобное: группировали карты на основе их номера. Но нюанс в том, что все эти математические изыскания проводятся с числами, но не с картами.

Знаменитый тетраксис, на который опирается Папюс, монада, диада, триада, тетрада и многочисленные другие комбинации чисел, всё это принадлежит Пифагору. Даже знаменитое «теософское сокращение» — это математический цифровой корень. С помощью чисел можно получить чуть ли не произвольные комбинации, а значит, если переложить это на Таро, то и произвольные группы карт.

Поэтому, когда кто-то предлагает свою группировку карт и при этом объясняет её с помощью числовых комбинаций, то это просто «фантазии на тему» и не более того.

Группировка карт по сути сводится к задачке на нахождение одинаковых или противоположных свойств карт одной группы. Не важно какой используется алгоритм по которому карты оказались в одной группе, можно даже сделать случайную выборку. Например что объединяет карты Звезда, Луна, Влюблённый и Суд? Ответ — в верхней части карты есть то, что «висит» в небе (звезды, луна, купидон и ангел).

Если же мы примем тот факт, что карты можно группировать произвольно, то отпадёт и сама потребность в придумывании математических «алгоритмов» группировок. Всё, что нужно сделать, так это выбрать критерий группировки и визуально найти его в картах, не взирая на их номера. Смысл в математических манипуляциях просто исчезает.

Нумерология

Одна из самых неоднозначных систем — это нумерология. С современной точки зрения — это откровенная лженаука, которая прикрывается математикой, но делает выводы, не имеющего ничего общего ни с наукой, ни со здравым смыслом.

Вместе с тем, среди картомантов очень распространено мнение, что числа имеют особую роль в Таро. Это кажется очевидным, поскольку в Таро есть не только 22 старших аркана, то и 40 числовых карт и 16 придворных. Числовые карты и старшие арканы имеют номера, а значит мы можем предположить, что это имеет какое-то значение.

Номера старших арканов, как мы уже выяснили, не имею особой роли и представляют собой скорее пережиток Таро как азартной игры. Но числовые карты мы не можем просто так отбросить, поскольку числа — это их суть.

Нумерология предполагает, что числа имеют особый смысл, вне математического. Если кратко, то получается примерно такая трактовка:

  1. Начало. Первый шаг во всем.
  2. Двойственность. Партнерство.
  3. Движение к реализации. Развитие.
  4. Прочность. Стабильность.
  5. Разрушение стабильной и надежной структуры.
  6. Гармония. Баланс.
  7. Новое движение. Возможность.
  8. Создание устойчивой структуры.
  9. Разнообразие возможностей. Неспособность достичь цели.
  10. Кульминация. Завершение.

Из этого делается вывод, что выпавшая тройка указывает на некое развитие. Но в колоде как минимум четыре тройки, поэтому предполагается, что качества тройки будут зависеть от её масти.

Трактовка карты по сути сводится к созданию комбинации «число + масть». Каждый автор придумывает свои варианты, например у Бен-Дова:

Таким образом сложность такого подхода в том, что нужно не только понимать «значение» числа, но и область действия масти.

То что масти крайне неоднозначны в Таро, знает любой картомант. Более того, на сегодняшний день нет общепринятого понимания что вообще означают масти. Изначально, в мамлюкских картах масти описывали военные структуры, но после трансформировались в более абстрактные понятия. Связь мастей со стихиями вообще способна ввести в ступор. Например большинство тарологов считает, что мечи это воздух. Но как это может быть воздух, если это металл? Совершенно очевидное умозаключение, которое будет понятно любому ребёнку, только взглянув на рисунок меча.

Всё это не позволяет выполнять полноценную трактовку с помощью мастей.

Что касается чисел, то здесь всё не так однозначно. Арифмантика — историческое название нумерологии (она появилась только в начале 20 века), больше занималась не трактовкой чисел, а связью чисел и букв. Отсюда и многочисленные соответствия числам и алфавиту. Если же обратиться в самое начало, то это будет философия Пифагора.

Пифагор вкладывал в числа особое значение, поскольку верил, что с их помощью можно постичь тайны вселенной. Если перевести его взгляды на современный язык, то Пифагор верил в науку, в математику. Именно математикой он и занимался, а числами он доказывал многие другие вещи. Например гармонию в музыке.

Монада, диада, триада и тетрада — это не нумерология, а математика. С их помощью Пифагор показывал «развитие» чисел. Геометрически это фигуры, плоскость и т.п. Тетраксис — это одна их форм треугольного числа. Больше тетраксиса по сути ничего и не нужно, постольку все остальные числа представляют собой суммы от 1 до 4 (1+2+3+4=10, дальше повторы). Опять же это не нумерология, а арифметика.

Поэтому, когда нумерологи начинают утверждать, что 7 — это число возможности, то это ничего не значит. В природе нет ничего подобного. Число семь невозможно увидеть или представить, потому что все числа нужны только для обозначения количества или качества в сравнении, то есть того, что может быть более одного. С точки зрения нумерологии яблоко, если оно лежит в куче из семи яблок, уже не такое яблоко, если бы оно лежало в одиночестве.

Нумерология — очень абсурдная система, поэтому когда её пытаются применить к Таро, это переносит её проблемы и на карты.

Проблема числовых карт Таро

Самая главная причина по которой картоманты пытаются использовать нумерологию для Таро заключается в том, что числовые карты не имеют ярко выраженных ключевых слов. Если из рисованных карт мы можем понять значение карты, то для числовых этого сделать уже не получится. Чем отличается 7 и 9 жезлов, если их рисунки очень близки?

9 жезлов Марсельского Таро 7 жезлов Марсельского Таро

Оккультисты, начиная с Кура де Жебелена и Эттейлы предположили, что карты — это изобретение мудрых древних людей. Поэтому 7 жезлов имеет какой-то сакральный смысл. Но как его узнать? Единственное, что у нас есть — это невзрачный рисунок карты.

Если бы карты, действительно, были изобретением для гадания, то скорее всего они были бы прорисованы как и старшие арканы. Но эта сказка, фантазия на тему «мудрых цивилизаций» давно уже разбита историей. Непреложный факт в том, что карты Таро развивались только как азартная игра, не имеющая к гаданию и «мудрости» никакого отношения. Поэтому, если мы можем увидеть «мудрость» в старших арканах, то никакой «мудрости» в числовых картах элементарно нет и не было. Их назначение очень простое — игровое, чтобы показать какая карта сильней.

Можно ли было наделить числовые карты смыслом по принципу «число + масть» раньше? Возможно. Но этого не произошло, зато появился другой способ — ключевые слова для каждой карты, которые придумал Эттейла. Мы можем сколько угодно гадать откуда он их взял, и почему расположил именно в таком виде, но по сути это уже не будет иметь особого значения. Оказалось, что Эттейла сделал это очень удачно, поэтому его система показывает хорошие результаты и по сей день. (Не только как самостоятельная система, но и «тотальный плагиат» ключей Эттейлы в других колодах, например Памелы Смит (RWS).)

Теоретически можно было бы придумать другую систему, с другими ключевыми словами. И такие системы есть: мы их знаем как «оракулы» вне латинского Таро, а также как метафорические ассоциативные карты.

Мандала Таро Алехандро Ходоровски

В своей книге «Путь Таро» Ходоровски рассматривает карты Таро как самодостаточную систему. В его основе лежат карты от первого до 20 аркана:

        1  2  3  4  5  6  7  8  9 10
Дурак   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   Мир
       11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Схема расположения карт напоминает «колесо» Вирта, но есть существенное отличие: две карты вынесены отдельно, а значит есть возможность разместить числовые карты по своим номерам напротив старших арканов. Это «десятичная нумерология», которая исходит из самих карт.

И хотя Ходоровски упоминает нумерологию, на самом деле он говорит о самостоятельной «нумерологии Таро». Его «нумерология» базируется на картах Таро и фактически не используется как значения чисел. Вместо этого Ходоровски строит схему расположения мастей от 21 аркана Мир, причём учитывает визуальную композицию карт.

Итоговая структура всех карт Таро, Ходоровски называет «мандалой»: см. многочисленные примеры.

Таким образом структура Ходоровски показывает как объединяются карты в единые группы по их номеру. Например четверка («степень 4») имеет свойства Императора (4) и Умеренности (14). Соответственно числовые карты будут иметь эти же значения, только в разрезе своих мастей.

Подход Ходоровски достаточно интересен своей необычностью. К его недостаткам стоит отметить всю туже завязку на масти. Например мечи он связывает с интеллектом, а потом вынужден рассматривать это значение по числам от туза до десятки, как это делают в обычной нумерологии. Поэтому не все идеи Ходоровски возможно применить на практике. В каких-то случаях он и сам не может показать практические примеры своей системы.

Система Пикарда

Эд Пикард в 1909 году в своей книге (см. https://collections.library.yale.edu/catalog/32466484) показал как можно объединить принципы нумерологии и астрологии. В числовые карты Пикард вложил однотипный символизм, которые позволяет их читать визуально.

Небольшой перевод книги Пикарда на английский: https://www.tarotforum.net/threads/manuel-synthetique-pratique-du-tarot-by-eudes-picard-1909.60038/

Например 7 мечей представляют собой три меча сверху в виде треугольника и четыре снизу, в виде квадрата. На карте перевернутая Луна и спящее Солнце. Луна освещает своими лучами Солнце, которое оказалось в пучине вод. Это указывает на превосходство тьмы над светом. Трактовка карты: вооруженное ограбление, предательство, злые дела, временный успех нечистивцев.

7 мечей из книги Эда Пикарда

Система Пикарда представляет собой совершенно отдельную традицию Таро. Причём Пикард об этом пишет, что он не знает какова истинная структура Таро, поэтому его вариант направлен в первую очередь на практическое применение. Астрология в картах Пикарда больше номинальная, чем реальная. Он использует идею о стихиях знаков, чтобы изобразить их на мастях карт. В итоге масти из-за астрологии оказались следующими: кубки — воздух, жезлы — огонь, мечи — вода и пентакли — земля. Соответственно к кубкам следует отнести знаки Близнецы, Весы и Водолей и 3-й, 7-й и 11-й дом.

Возможно, что Пикард хотел использовать астрологию в таком варианте для того, чтобы получить возможность узнавать периоды и дата от выпавших карт. Он приводит таблицы с разбивкой для каждой из 14 карт масти по датам. Например 8 жезлов — это с 2 по 7 августа. При этом сам признаёт, что не знает как это может помочь в трактовке карт.

Пикард не стал оглядываться на другие системы, а сделал свой вариант, простой и понятный. Из современных колод, использующих идеи Пикарда можно отметить «Универсальное Таро Вирта» и «El Gran Tarot Esoterico» созданной Maritxu Guller — известной испанской предсказательницей в 1976 году (см. https://archive.org/details/MaritxuGulerElGranTarotEsoterico/page/n1/mode/2up).

В основе системы Пикарда лежит несколько допущений. Масти делятся на две группы по их рисункам. Жезлы и мечи — прямые, а кубки и монеты — изогнутые (кривые). Таким образом это две дихотомии.

В качестве соответствия стихиям Пикард взял за основу, что жезлы — это огонь, а монеты — земля. Соответственно по принципу противоположностей получается, что мечи — вода, а кубки — воздух. Эти же стихии автоматически создали соответствие знаков Зодиака для каждой масти.

После этого Пикард принимает за основу, что знаки огня и воздуха будут считаться полезными, а знаки воды и земли – вредными. Отсюда получается, что жезлы и кубки — благоприятные, а мечи и монеты — неблагоприятные. При этом жезлы указывают на активность, кубки — на любовь, мечи — на сопротивление и борьбу, монеты — только на деньги.

Числа карт указывают на «степень интенсивности». Чем больше число, тем оно сильнее проявляется. Причем для благоприятных карт чем больше число, тем лучше, а для неблагоприятных, наоборот — чем больше число, тем больше неприятностей.

Пикард пишет, что для чисел он применил каббалистическую нумерологию, где например число 6 — это число гармонии. Но из описаний карт это уже не так очевидно.

Рисунки карт содержат фигуры мастей в виде треугольников, квадратов и звёзд. Цвета стихий и их обрамление нарисованы так, чтобы сразу понять к какой масти относится карта. Поэтому жезлы нарисованы горящими в огне, мечи в воде, монеты в земле, а кубки как бы парят в воздухе.

Символы повторяются: Солнце, Луна, рыбы, личинки, корни, цветы в разной стадии развития, бабочки, колосья. Все они имеют предопределённый смысл.

В целом система Пикарда имеет достаточно строгую структуру и логическое объяснение. К недостаткам следует отнести отсутствие примеров работы с перевернутыми картами и сильно «размытые» описания из которых плохо получаются ключевые слова.

Астрологические системы Таро

Попытку связать астрологию с Таро осуществлял ещё Эттейла. В итоге он поступил мудро, не став приводить жесткие соответствия между системами, а просто нанёс символы планет на масть монет, а символы зодиака на старшие арканы. По выпавшим картам можно было использовать астрологические трактовки, как по обычной астрологической карте — под это больше подходит хорар или элективная карта. Также Эттейла предложил большой астрологический расклад на все 78 карт.

Следующим, кто серьёзно подошел к этому вопросу был Мазерс, который в Золотой Заре предложил многочисленные соответствия между астрологической символикой и картами Таро. На самом деле Таро Золотой Зари — это смесь каббалы и астрологии, которая сложна и запутана. Но Мазерс предложил метод, который позволяет хоть в какой-то мере использовать астрологию в Таро.

Суть проблемы в том, что карт 78, причем из них 22 старших аркана и по 14 карт каждой масти. Астрология же оперирует числом 12 — по количеству знаков Зодиака и домом. Соотнести все эти числа между собой не представляется возможным.

Поэтому был придуман способ уйти от числа 12 к числу 36 с помощью использовании системы деканов. Декан — это сектор в 10 градусов. Каждый знак состоит из 30 градусов, то есть трёх деканов. Исторически астрология изначально использовала именно деканы, а не знаки, поскольку 36 деканов очень хорошо ложатся на годовой путь Солнца за 365 дней. Именно это послужило основой привычных нам календарей.

Таким образом использование деканов в астрологии имеет историческое обоснование. Число 36 намного лучше ложится на карты Таро, поэтому Мазерс придумал как разместить карты по деканам и тем самым вроде как получить «истинное» значение карт Таро. Таблица соответствий строится по принципу пересечений декана с планетой. Сами же деканы управляются планетами по разным принципам: халдейский ряд, «индийская» система и т.д. То есть здесь возможны разные подходы, но в итоге получается таблица, где каждой числовой карте Таро соответствует знак/декан/дом и планета. Это позволяет получить трактовку вида «планета в знаке», «планета в доме» и т.д.

Например 6 жезлов у Мазерса получился как «Юпитер во Льве 10-20 градусов» с названием «Владыка победы».

Проблема такого подхода в том, что карты Таро всё равно не могут покрыть все возможные астрологические варианты «планета+знак». Например нет «Луна в Козероге». Поскольку Золотая Заря не использовала перевернутые карты, то получила ограничение в 36 комбинаций. Если использовать только септенер (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) и 12 знаков, то это 84 комбинации. Числовых карт Таро всего 40, а значит, с учётом перевёрнутых можно получить всего 80 комбинаций.

На самом деле есть математическое решение того, как именно разместить числовые карты для всех трактовок «планета в доме/знаке». Для этого нужно использовать только карты от 2 до 10, включая перевернутые и исключить из септенера одно светило — Солнце. После этого по принципу стихий, управителей деканов и обителей планет, мы получим стройную таблицу соответствий, где будут присутствовать все возможные астрологические комбинации. В этой схеме например 6 жезлов будет определена как Венера во Льве или 5-м доме. А эта же перевёрнутая карта как Марс во Льве или 5-м доме.

Проблема астрологического подхода в том, что вместо карт Таро мы получаем астрологию. В астрологии, как это не парадоксально, так и не отработаны единые и понятные трактовки для позиций «планета в знаке/доме». Сама по себе идея астрологии — тупиковая — она завязывается на карту рождения и из этого делаются далеко идущие выводы. Но на самом деле планеты и звёзды продолжают двигаться, но астрология этого уже не учитывает. Никто в этом мире из астрологов не может точно сказать, что именно означает «Юпитер в Деве» в радиксе, потому что никто не знает что такое «Дева» и что такое «Лев» по настоящему.

В лучшем случае астрологи начнут скатываться в психологическое типирование, а это уже полнейший бред.

Единственным более-менее «стыкующимся» с Таро могут быть транзитные или хорарные трактовки. Например можно сказать, что транзит Юпитера в Деве (хотя более точно это всё-таки по 6-му дому) может сопровождаться возникновением долгов или болезнью детей. В таблице соответствий это будет перевёрнутая 8 кубков. Но такая трактовка всё-таки крайне неоднозначна и ничем не доказана. (К тому же такой такой транзит будет длиться целый год.)

Из других известных астрологических систем Таро, стоит отметить К.К. Заина (см. https://green-door.narod.ru/zainbook6.html).

Его система создана в 1936 году и основывается на идеях Золотой Зари и представляет собой смесь каббалы, астрологии с деканами и нумерологии. Всё это сильно «припудрено» религиозными рассуждениями и представлено в виде истины, которую нельзя больше изменить.

Таро Заина также подвержено всем недостаткам, что и остальным: отсутствие перевернутый карт, расплывчатые трактовки и сильно притянутые выводы. Сами же рассуждения автора больше похожи на сектантские, чем на реальную попытку объяснить Таро.

Использование астрологии в Таро содержит одну фундаментальную проблему. В астрологической карте планета может занимать только одно единственное положение. Но в Таро могут выпасть сразу несколько карт с одной планетой, например «Юпитер в Деве», «Юпитер в Овне» и «Юпитер в Козероге». Планета не может одновременно находиться в нескольких знаках, а значит такие карты показывают абсурдную ситуацию. Поэтому, как бы астрологи не старались перенести свою систему в Таро, эти попытки будут всегда обречены на провал. Эти системы по своей сути несовместимы.

«Таро без структуры»

Из всего многообразия вариантов Таро можно сделать несколько выводов.

Самыми сложными будут 36 числовых карт (с 2 по 10), поскольку они имеют бедный рисунок. Нужно принять тот факт, что к появлению гадательного Таро, числовые карты представляли собой чистый лист без каких-либо гадательных значений. Всё что у них есть — это число и масть.

Числа сами по себе означают количество или степень сравнения. Например мы знаем, что 7 больше 3-х. Но при этом мы не можем однозначно утверждать, что 7 лучше, чем 3, потому что числа не несут в себе такие качества. Если речь о плохом, то чем меньше, тем лучше. Если о хорошем, то чем больше, тем лучше. Поэтому все системы, которые наделяют числа человеческими качествами — абсурдны.

Масти карт можно воспринимать как есть, то есть исходя из самого рисунка. Жезлы или дубинки могут означать дерево, палки, регулировочные или символические жезлы, стрелы и т.п. Мечи — это ножи и что-то острое. Кубки — это чашки, ёмкости для воды, вина, разных смесей. Монеты — это деньги, колёса и всё что круглое.

Это показывает насколько абсурдны текущие принятые соответствия мастей стихиям. Единственное подходящее соответствие — это кубки и вода, потому что кубки могут содержать воду. Хотя если строго, то в кубках никто воду не держит — они для вина и других напитков.

Казалось бы это хорошая идея, но есть большая сложность объединить понятия масти и числа. Что лучше 4 чаши или 6 чаш? Сравнение в пределах одной масти по сути сведётся к количественной оценке, но не к качественной. Или что лучше 3 монет или 3 жезлов? Положите пред собой три палки и три монетки и попробуйте ответить на этот же вопрос.

Поэтому такая комбинаторика заводит в тупик. Если бы числовых карт было бы меньше, например три, то человеческий мозг бы смог привести их в сравнение («плохо-нейтрально-хорошо»).

Изучая тетраксис, можно прийти к выводу, что в человеческой природе есть ограничение на тетраду (4), которой можно описать степени развития. Примеры тетрад:

Если перейти к пентаде (5), то мы уже не можем привести примеры использования этого числа по качеству. Вместо этого мы используем количественную оценку. Например пять пальцев, но уже не можем их оценить по «полезности». Даже привычные оценки по пятибалльной системе часто ставят в тупик: заметьте, как редко используется оценка 1, которая часто считается синонимом оценки 2. С точки зрения человеческой натуры оценочные системы нужно ограничить числами от 1 до 4 («плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично»).

После числа 4 становится очень сложно понять степени оценки. Фактически никто не может понять качественную разницу между 9 и 10 или 7 и 8. Человеческий мозг может сделать оценку только после того, как найдёт похожие примеры, но их нет. Поэтому мы не можем оценить что лучше жить на 6 или 7 этаже? У нас просто нет критериев для такой оценки.

С картами тоже самое. Мы не знаем в чём разница между 3 монет и 3 жезлов, потому что нет примеров, по которым можно сделать сравнение. Точно также мы не можем понять что именно означают 3 монеты или 3 жезла, поскольку нет жизненных примеров для такого понимания.

Все эти рассуждения показывают, насколько сложно применить число и масть для понимания сути карт. Их слишком много, чтобы охватить все понимаемые человеком вариации.

Начинающие картоманты тратят много времени на изучение мастей, чисел, различных «соответствий» другим системам, но на самом деле — это всё бессмысленно, поскольку не будет иметь практического применения.

Вместо этого нужно принять тот факт, что числовые карты Таро по своей природе не имеют никакой качественной структуры. У них есть масти и числа, но мы не можем получить из них полноценную трактовку. Именно поэтому, любой картомант, который пытался перейти на «нумерологическую трактовку» Таро терпел неудачу. Трактовки с помощью чисел и мастей не позволяют получить полноценные ключевые слова карты, а значит делает невозможной трактовку расклада из многих карт.

В итоге мы опять возвращаемся к пониманию Таро как набора ключевых слов Эттейлы. В своей массе ключи расположены по картам в случайном порядке, но это не имеет большого значения, поскольку в них не учитывается номер и масть карты, а значит все числовые карты обладают одним и тем же рангом. Это та самая идея, когда карты Таро — это листы одной книги: каждый лист равноправный, как это и было изначально в колодах Висконти-Сфорца.

Похожие записи
Оставьте комментарий!
© Всё про карты Таро, 2023-2025 Сайт использует cookies 0.114s/0.76Mb Работает на Albireo CMS